NecCMS 05-05-17.01
Хостинг в Украине
Vita mortuorum in memoria est posita vivorum
Главная » Данные » Сумская область » Сумский район » Бездрикская сельская территориальная община » с. Малая Чернетчина
Вид на центр села со стороны кладбища. © 18-07-2015
Октябрьская улица. Вдали, слева — колокольня. © 18-07-2015 Остатки колокольни Всесвятского надвратного храма. © 18-07-2015
Заросший монастырский пруд. © 18-07-2015 Новый Всесвятский храм. © 18-07-2015

с. Малая Чернетчина
   Бездрикская сельская территориальная община | Сумский район | Сумская область

L1614
Основан1672 КОАТУУ
Ликвидирован1960-е гг. Центр
Присоединёнс. Токари
Координаты50.9252320, 34.9404780
Другое название: сл. Монастырская.

1 C105
Культовые сооружения (церкви, часовни, колокольни, костёлы, синагоги, мечети и др.)
4

 

Село Малая Чернетчина ныне объедена с селом Токари и является самой удалённой, восточной окраиной Токарей. Название «Малая Чернетчина», как и второе название этого населённого пункта — Монастырёк (в других источниках — Монастырская1), говорит о том, что в прошлом здесь обитали чернецы-монахи. Так оно и есть. Когда-то здесь находился мужской Успенский монастырь (называемый иногда также Сумским), просуществовавший почти полтораста лет и славившийся своим богатством.

Возникновение этого монастыря неразрывно связано с основанием Сум и других окрестных населённых пунктов во второй половине XVII в.

Появление Успенского монастыря историки связывают с именем первого полковника Сумского полка Герасима Кондратьева. Он много жертвовал на строительство храмов и другие нужды церкви. Наверное, он не только был религиозным человеком, но и заботился, чтобы в Сумы пришла цивилизация, основным носителем которой на тот момент была именно Церковь — под её эгидой развивались культура и образование.

Считается, что строительство Успенского монастыря началось в 1658 г., вскоре после возведения Сумской крепости, хотя первые официальные бумаги на обитель датируются 1671 г., а село Малая Чернетчина отсчитывает свою историю с 1672 г. Местность для монастыря выбрали удобную и живописную — в окружении защищавших от непогоды холмов, с прудом и обширными лесными угодьями.

Каким был Успенский монастырь, мы знаем благодаря дошедшему до нас описанию святителя Филарета, сделанному в 1859 г., когда монастыря уже не было. В своей работе «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»2 Филарет пишет:

Остатки колокольни Всесвятского надвратного храма (освящён в 1760 году) Сумского Успенского мужского монастыря (упразднён в 1788 году). © 04.07.2015

«В округе поселений Сумского полка, кроме Лебединского Михайловского, были два монастыря, и оба невдали от города Сум — Сумской Успенский мужской и Сумской Предтечев женский монастырь. Успенский монастырь находился в 9 верстах от города Сумы. Он занимал местность довольно живописную. Расположенный на небольшой возвышенности, он окружён был горами, покрытыми лесом. Вблизи монастыря был пруд. Основателем его был знаменитый полковник Герасим Кондратьевич Кондратьев. Построение его, по обыкновенному мнению, относилось к 1658 г. Документы на земли его начинаются с 1671 г.

В последние десятилетия своего существования он был великолепный. В нём было три храма, и все три каменные. Храм Успения Богоматери, каменный, с приделом Вознесения Господня на хорах, построен был с 1750 г. старанием игумена Иоасафа и ктитора подполковника Якова Алексеевича Шубского, который употреблял на то и свой капитал. Второй храм, каменный, при котором была братская трапеза, освящён был в честь Архангела Михаила в 1755 г. и был построен на месте деревянного г. Рубаном. Третий храм над св. вратами, во имя Всех Святых, построен г. Шубским с 1753 г. и освящён в 1760 г. По сохранившейся описи 1777 г. храмы Сумского монастыря были украшены щедрою рукою.

Указом от 4 апреля 1787 г. предписано было: «В Сумском монастыре править игуменскую должность иеромонаху, Иякову Шубскому». В июле посвящён он был в игумена. Это тот самый ктитор обители, который в 1751—1755 гг. строил её храмы, — лицо замечательное. Уроженец слободы Белков Ахтырского полка, из духовного звания, он в детском возрасте с прекрасным голосом взят был в придворную капеллу. Когда же лишился голоса, то, будучи известен по доброму поведению и уму, сделан был чтецом, а потом и ктитором придворной церкви; благочестивая императрица Елизавета любила его и пожаловала ему чин бригадира. По смерти императрицы он выехал из Петербурга и поселился в Сумском монастыре, где скончался и отец его иеромонах Арсений. Сперва жил он здесь для самоиспытания, спустя же несколько годов принял монашество. Когда в 1788 г. Сумской монастырь был закрыт и монахам его предписано было перейти в Куряж, о. Иаков, по разрешению начальства, остался доканчивать дни свои в собственных кельях. В июле 1788 г. доносил он, что наместническое правление при описании монастыря описало «и хранящиеся в казёнке червонные разных сортов около 2 фунтов, сверх того монастырского, церковного и экономического, сбора деньги 2714 руб. 50 коп., а после описи собраны мною остальные крохи 606 рублей 38 копеек». Вследствие просьбы его наместник Пашков дозволил оставить суммы в монастыре, о чём игумен приложил и письмо наместника. Консистория предписала передать все деньги в наместническое правление. Отец Иаков скончался в 1790 г., и по смерти его не осталось ни копейки.

Верхняя часть колокольни. © 04.07.2015 Средняя часть колокольни. © 04.07.2015 Окно в среднй части. © 04.07.2015

Что ж сталось с храмами и прочими строениями обители? Ныне на месте монастыря, кроме Всесвятского храма и колокольни, только кучи щебня. Кирпич главной церкви продан был для церкви Верхней Сыроватки, железо — для Сумской Воскресенской, а железные двери — для Сумской Николаевской. Иконостас, по определению Свят. Синода, передан был в Каплуновскую церковь. Архангельский храм поступил на постройку колокольни Сумской Покровской церкви. Каменная ограда, окружавшая монастырь, продана для Богословской церкви Чернетчинской. Деревянные кельи проданы сумским жителям. В прочие постройки перешли монастырские крестьяне Чернетчины и составили приход бывшей монастырской Всесвятской церкви. Куда девались дорогие ризы, бывшие на иконах, книги, утварь — неизвестно. Монастырь имел богатые хозяйственные заведения. У него было 6 фруктовых садов, не в дальнем друг от друга и от монастыря расстоянии. Дионисиев и Сосипатров сады занимали каждый до 15 дес. земли, Новый — 6 дес., Котов и Камышин — 6 дес. На р. Псле, в 3 верстах от монастыря, в дер. Чернетчине была мельница с 10 колёсами. Ещё и ныне целы лесные дачи монастыря, но далеко не в том виде, как они сохранялись монастырём».

Ракурс. Вид спереди. © 04.07.2015 Ракурс. Вид сзади. © 04.07.2015 Глухое окно в среднй части. © 04.07.2015 Вход (закрыт решёткой, под замком). © 04.07.2015 Проход внутрь. © 04.07.2015

После закрытия монастыря в 1788 году остался лишь один храм — Всех Святых, надвратный. Под ним находилось пространство, служившее проходом в монастырь для пешеходов и телег. Это пространство закрыли, сделав в нём склад для дров и разной ненужной утвари. В храме продолжали править службы, как в обычной церкви. Но спустя столетие после закрытия монастыря ему суждено было отличиться, продлив, таким образом, свою славу.

«Изображение чудотворного Образа Спасителя,
находящегося в с. Малая Чернетчина, Сумского уезда,
Харьковской губ.», хромолитография, 1908 г. © 26.07.2015

30 ноября (13 декабря по новому стилю) 1887 г. здесь чудесным образом был явлен образ Спасителя, являвшийся изменённой копией иконы «Спас Кровоточивый». Считается, что эту икону приобрёл на Волыни и подарил монастырю сам полковник Гарасим Кондратьев. Легенда гласит, что местная крестьянка Анисия Панченко поранила руку, и рана вскоре воспалилась. Лечение не помогало. Но однажды женщине приснилось, что она на дровяном складе храма нашла икону, и Господь исцелил Анисию. Причём сон оказался вещим, потому, что рука действительно зажила, а икону спустя десять дней обнаружили в том самом месте, где она пребывала во сне Анисии.

По распоряжению Харьковской духовной консистории в 1888 г. икону разрешено было поместить на стене местной церкви. В июле 1892 года её привозили в Сумы как средство против разбушевавшейся в городе холеры. А с 1904 г. с Малочернетчинским чудотворным образом Спасителя стал постоянно проводиться крёстный ход в церковь слободы Великая Чернетчина Сумского уезда.

После революции образ был утрачен, и лишь в 2012 г. обнаружен в частной коллекции донецкого коллекционера Олега Здановича, после чего уже выставлялся в Сумах для всех верующих.

Мало-Чернетчинский образ, называемый «Хлеб Жизни», представляет изображение Спасителя в терновом венце, с язвами на руках и ногах, из которых истекает крупными каплями Его пречистая кровь в подножие, имеющее вид чаши. Вокруг венца надпись: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 6,51). «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53).

К сожалению, на сегодняшний день полностью Всесвятский храм в Малой Чернетчине не сохранился — от него осталась только колокольня, возвышающаяся посреди села и заметная издалека.


1 XLVI. Харьковская губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 года.

2 См.: Филарет. Краткий обзор епархии и монастыри (т. 1). // Филарет. Историко-статистическое описание Харьковской епархии: в 5 т. — С. 163 — 185.

с. Малая Чернетчина
с. Мала Чернеччина

КОАТУУ — нет

RSS
Поделиться