NecCMS 05-05-17.01
Хостинг в Украине
Vita mortuorum in memoria est posita vivorum
Главная » Документы » Статьи » Некрополистика » Таинственная царевна
Ваш шанс
Макарова Анна
2012-01-04

Таинственная царевна

A7

Слухи о том, что в Сумах похоронена грузинская царевна, ходили давно. Краеведы же вплотную этой темой занимаются с 80-х годов прошлого столетия.

От могилы грузинской царевны сегодня сохранились
только четыре чугунных столба. © 22.02.2014

По информации Михаила Манько, главы областного краеведческого общества «Спадщина», есть ряд документов и статей, подтверждающих пребывание в Сумах знатной женщины царского рода Грузии в конце XVIII — начале XIX столетия. А в минувшем году исполнилось 200 лет со дня её смерти.

О мифах и легендах, связанных с грузинской царевной в Сумах, проблемах сохранения историко-культурного наследия и исследования исторического прошлого шла речь 27 декабря на встрече представителей городской власти, сумских краеведов и представителей культурных общин национальных меньшинств.

Историки до сих пор так и не пришли к единому выводу: как именно звали знатную женщину, и была ли она женой грузинского царя Ираклия II или его дочерью. Хотя большинство сумских исследователей, опираясь на исторические источники, воспоминания сумчан начала ХХ века, приходят к выводу, что в нашем городе была именно царевна, а звали её, возможно, Мария.

По информации М. Манько, точных данных о дате рождения царевны найти не удалось — это либо 1748, либо 1749 год. Неизвестна и точная дата прибытия знатной дамы в Сумы. Из Указа императрицы Екатерины II от 26.02.1764 г. и Манифеста о секуляризации (передаче державе) церковных земель следует, что многие монастыри в Российской империи в то время ликвидировались. Однако Сумской Иоанно-Предтечев девичий монастырь, что в с. Лука возле Сум, был оставлен до тех пор, пока будут живы его инокини и грузинская царевна, которая уже пребывала там по высочайшему повелению.

Один из столбов… © 22.02.2014

Ещё при жизни царевны в 1805 г. первый епископ Слобожанско-Украинской епархии Христофор обращался в Священный Синод с просьбой оставить сумской монастырь всегда открытым, но получил отказ. В итоге, прожив в Сумах 47 лет, царевна умерла в 1811 году. Тогда же был закрыт и монастырь.

«Почему «забыли» о нашей царевне? — говорит М. Манько. — Каков её грех? Скорее всего, это была борьба за трон. Потому наша царевна была передана российской царице и таким образом попала в Белгородскую епархию, куда входил и Сумский Предтечев монастырь».

Олег Корниенко, глава областной организации Национального союза краеведов Украины, сравнивает историю грузинско-сумской царевны с историей Железной маски. Тогда подобное практиковалось — неугодных представителей монаршего рода не только высылали, но и приказывали не упоминать и не вспоминать их имена. Значилось просто — неизвестная царевна…

К сожалению, в течение ХХ столетия множество могил дворян, буржуазии, купцов, почётных граждан были разрушены. Их переводили в разряд бесхозных, уплотняли, делая на их месте повторные захоронения. От могилы грузинской царевны сегодня сохранились только четыре чугунных столба. Но краеведы утверждают, что похоронена она именно здесь, а не на территории бывшего монастыря. В низине, где располагалась усадьба монастыря, не было кладбища. Дело в том, что грунтовые воды в XVII—XIX столетиях были ближе, и при большом паводке его территория заливалась. Так что, несмотря на то, что возле церквей было принято делать захоронения, Предтечев монастырь стал в данном случае исключением. Только позднее, когда реку перегородили и отодвинули, в начале XX столетия могилы появились и здесь.

Ныне на захоронение грузинской царевны и территорию по соседству претендует одна из сумских семей. По словам М. Манько, претенденты на захоронение сначала утверждали, что их предок был сахарозаводчиком и это его могила. Такой человек действительно в Сумах жил, но он был, возможно, квалифицированным работником сахарозавода, который получал 25—30 карбованцев жалованья. Ему по его статусу до революции такое ограждение просто не дали бы поставить. Дело в том, что столбы захоронения — своеобразны. Даже сумские дворяне, например Харитоненко, ставили ограждение скромнее и ниже, поскольку были они обычными дворянами. Так что от этой версии уже отказались. Сегодня семья сумчан обеспокоена сохранением могил вокруг захоронения грузинской царевны. Причём, по мнению О. Корниенко, и эти могилы — ничто иное как кенотафы (греч. — пустые могилы): «Просто люди увидели свободное место и поставили таблички — якобы здесь захоронения. Но многие свидетели говорят о том, что раньше таких могил не было». В связи с этим директор КП «Спецкомбинат» Евгений Короткевич рекомендует краеведам, грузинской общине и семье, претендующей на могилы, расставить точки над «i» в суде. Но историки всё же настаивают на том, чтобы решить проблему мирным путём: «Не стыдно ли нам будет устраивать международный скандал?»

Тем более что сегодня грузинская культурная община ведёт речь о благоустройстве захоронения царевны и установке ей памятного знака в виде грузинского креста. В установке памятного знака заинтересован и «Российский культурный центр». Ведь, по словам Корнели Шенгелая, главы грузинской общины «Иберия», история грузинской царевны интересна ещё и тем, что она, вероятно, принадлежит к царской династии Багратионов, которая, по легендам, ведёт своё начало от библейского Давида. А ныне этот род очень тесно связан с потомками Романовых.

По словам заммэра и управделами горисполкома Виктора Волонтырца, городская власть готова прислушаться к мнению громады, общественных организаций. На минувшей неделе было дано распоряжение мэра о создании рабочей группы, которая изучит спорную ситуацию с захоронениями и предложит варианты выхода из неё. «Я думаю, мы найдём общий язык и уже в январе предложим горсовету выверенное решение по сохранению исторического памятника, который так защищает не только грузинская община, краеведы, но который важен и с точки зрения истории», — заявил чиновник.

RSS
Поделиться