NecCMS 05-05-17.01
Хостинг в Украине
Vita mortuorum in memoria est posita vivorum
Главная » Документы » Статьи » Некрополистика » Маршрут № 10
Ваш шанс
Лесина Юлия
2003-11-19

Маршрут № 10

A5

«Что ты теперь — тем был уже я, что я теперь — тем будешь ты…»

Наше отношение к старине… © 00.00.000

Кладбище… Наверняка у многих возникли невесёлые мысли или ассоциации, а кто-то, может, и вздрогнул. Хотя каких-то пару тысяч лет назад наши прародители, жившие на этой же земле, были иного мнения. Своего умершего предка, особенно влиятельного главу рода, они хоронили прямо под порогом дома, а нередко и в самом доме. Считалось, что душа погребённого надёжно охраняет сородичей от злых духов других родов (отголоски этой традиции можно и сегодня увидеть в горных сёлах и хуторах Западной Украины, где во дворах недалеко от входа в дом стоят кресты).

Прошли столетия, и взгляды людей на места захоронений изменились. К примеру, в Харьковской губернии, к которой принадлежали наши дореволюционные Сумы, существовал туристический маршрут № 10, по которому все желающие могли посетить чеховские места, Низы, шпилёвский храм с чудотворной иконой и сумское городское кладбище. Взорам туристов представали дорогостоящие и «высокохудожественные памятники» из мрамора и гранита.

Во второй половине XIX — начале XX вв. Петропавловское кладбище выглядело совсем иначе, чем теперь. Оно было чётко поделено на сектора, не говоря уже о том, что по кладбищенским аллеям свободно передвигались брички и телеги. В центральном секторе, расположенном вокруг построенного в 1851 году каменного храма Петра и Павла, дозволялось хоронить только православных. Именно там и сегодня можно увидеть потрясающие надгробные памятники прославленных людей нашего города: братьев Сухановых, Зинаиды Харитоненко, а также известных купцов — Воскобойникова, Чикина, коллежского асессора почтмейстера Юскевича и винодела Гриненко, директора Александровской гимназии Сибилева и знаменитых Алчевских, тех самых, в честь которых назван город Алчевск в Донбассе. Следующий сектор, расположенный справа от центрального входа (ближе к обрыву и нынешним гаражам), был отведан для захоронений католиков, а также лютеран и других протестантов.

При желании там можно отыскать могилу сумского магната-пивовара, жившего в конце XIX века, поляка по происхождению Францишека Поплонского, выпускавшего Продукции на 16 тыс. руб. в год! (Для сравнения: за 40 коп. можно было купить 16 кг соли.)

А вот с левой стороны от центрального входа, ближе к выходу на ул. Кирова, — караимские и еврейские захоронения. Типичный надгробный памятник караимов — высеченная из камня стрельчатая колонна с небольшим шаром наверху. Среди подобных памятников с эпитафиями (на иврите) можно встретить следующую: «К гробамъ усопшихь приступая, оставь мирскую суету, что ты теперь, тем быль уже я, что я теперь — тем будешь ты». Под этой остроумно-философской тирадой, обращённой к потомкам, в 1909 году был погребён не кто иной, как Илья Эфроимович Туршу. Известно, что «главный сумской караим» имел фабрики по производству картона и табачных изделий. В 1905 году его папиросы раскупались мгновенно. Возможно, не последнюю роль сыграла вот такая кокетливо-ненавязчивая реклама: «Рекомендуются сигареты «Демон». Приготовленные из чистого табаку, без примеси швары, весьма приятного и мягкого вкуса». На папиросной коробочке изображалась полулежащая миловидная барышня, а над ней склонялся демон-искуситель. Помимо изысков, связанных с рекламой, Илья Эфроимович, как, впрочем, и большинство его родственников, слыл ревностным поклонником театра. Во многом именно благодаря его всяческому содействию и меценатству был построен театр Корепанова (ныне ТЮЗ).

Загадочная пирамида-склеп. © 29.08.2014

Ещё одна часть кладбища, о которой нельзя не сказать. Примечательна она тем, что находилась за пределами того, старого кладбища (сегодня это 20 м от гаражей). Это место предназначалось для утопленников и прочих самоубийц1), а также для проклятых, преданных анафеме и отлучённых от церкви. Как правило, никаких опознавательных знаков на их могилах не существовало. По этой причине сегодня нельзя установить, кто был захоронен в пирамиде-склепе из кирпича, построенной приблизительно в 1880—1882 гг. Постройка эта удивительна, но её загадку можно разгадать, только съездив в Москву или аж в Финляндию и хорошенько порывшись в библиотеках и архивах, где, предположительно, сохранились подшивки всех сумских газет тех лет. Информация такого рода была в них зафиксирована.

Наша же познавательная экскурсия по сумскому некрополю состоялась благодаря известному коллекционеру Виктору Токареву. Виктор Фёдорович, много лет изучая историю города, не мог не заинтересоваться и захоронениями известных сумчан. Поиск был труден.

Ведь после революции разрушались не только храмы, но и надгробные памятники. Особенно не щадили те из них, на которых изображалась Голгофа и возвышающийся над ней крест Спасителя. На многих гранитных и мраморных памятниках дореволюционные надписи вытравливались либо закрывались новыми табличками.

Несмотря на то, что Виктор Токарев уже не первый год исследует захоронения (составлена даже карта их) — не перестаёт удивляться. Ведь каждый памятник уникален, особенно если сделан из цельного куска белого мрамора. Секреты обработки, резьбы и полировки камня мастеров конца XIX — начала XX вв. безвозвратно утрачены. Сегодня, имея мощнейшую технику, мы и на дюйм не в состоянии приблизиться к мастерам прошлого, а о том, что не умеем ценить эти произведения искусства, и говорить не приходится. Иначе разве смогли бы довести до такого позорного состояния творение Аристида Круази — автора харитоненковского памятника с ангелом и девочкой? Замечательному скульптору с мировым именем пришлось бы умереть во второй раз, если б он, приехав в современные Сумы, увидел оторванные у своих изваяний руки и ноги и разъеденный химическими дождями мрамор. Впрочем, печальная судьба не только у этой знаменитой скульптурной композиции. Она такая у большинства старинных памятников, которые находятся на грани разрушения…

1)  Всё верно, время создания пирамиды 1880-е годы. Но она не находилась, как утверждается, за пределами кладбища; основанное в 1750-х годах «выгонное Сумское Соборное кладбищенское место» было немного дальше, чем современное Городское кладбище — примерно район гаражей и дальняя часть современного кладбища (как раз «место … для утопленников и прочих самоубийц …»). — admin.

См.: Сильванский С. В. Заметки о Православии на Сумщине: Очерк об истории и событиях XIX — начала XXI веков — С. 31 — 39.

RSS
Поделиться