NecCMS 05-05-17.01
Хостинг в Украине
Vita mortuorum in memoria est posita vivorum
Главная » Документы » Статьи » Краеведение » Шпилёвка: полёты во сне и наяву
Ваш шанс
Павловский Пётр
2014-01-22

Шпилёвка: полёты во сне и наяву

A15

Неподалёку от Сум есть место, где из года в год птицы собираются в стаи перед сезонными перелётами. Изрезанный глубокими оврагами пологий спуск к реке Псёл создаёт здесь восходящие воздушные потоки.

Используя подъёмную силу ветра, птицы могут часами парить в небе. Лет пять уже, если не больше, вместе с птицами в свежих потоках ветра здесь парят над оврагами парапланеристы. Голубое небо, белый пух облаков, серебристый изгиб реки за мохнатыми верхушками леса… Непередаваемый восторг свободного полёта смельчаки-летуны называют «объятиями неба». В пьянящем азарте этого чувства хочется петь. Поначалу жители села, расположенного внизу, между холмов, невольно вздрагивали, услышав пение с небес. Со временем привыкли. Плохой человек хоть в небе, хоть на земле, петь не будет. А хорошим людям здесь рады…

На семи холмах

Село Шпилёвка расположено в 15 километрах от Сум. Многие из 560 жителей села по праву считают себя потомками казачьего рода. Шпилёвка была основана в 1697 году казаками-переселенцами атамана Кондратьева и сразу же включена в состав земель Сумского слободского полка. Слово «полк» в данном контексте следует понимать не как воинское строевое подразделение, а как военно-административное территориальное образование XVII века. Что-то вроде польского воеводства. Впрочем, прямая аналогия с польским административным укладом тут неуместна.

Казаки атамана Кондратьева пришли в середине XVII века на земли современной Сумщины не для того, чтобы утвердить здесь польские порядки. Наоборот, пришли, чтобы освободиться от гнёта польских шляхтичей и насильственного насаждения католицизма. В начале XVII века под протекторатом Речи Посполитой находилась половина территории современной Украины. Жители оккупированных земель видели в соседней Московии сильного защитника в борьбе с захватчиками. Государь московский Алексей Михайлович тоже был заинтересован в верных союзниках. Порубежные земли Московского княжества нуждались в защите от набегов басурман-кочевников. Взаимное стремление к единству стало обоснованной причиной появления на карте средневековой Европы нового территориального образования — Слобожанщины. Присягнув на верность московскому царю, казаки упрочили устои веры православной и освободились из-под гнёта оккупантов. Начиная с 1655 года на берегах Псла появляются казачьи слободы Сумского полка.

Жители Шпилёвки то ли в шутку, то ли всерьёз говорят, что их село, как Рим, было основано на семи холмах. Так оно и есть на самом деле. Правда, с небольшой оговоркой. Не на семи холмах, а между семи холмов. Это обстоятельство даёт повод для серьёзных исследований.

Обычно полковые слободы строились с учётом удобства их обороны. Каждая была укреплённым поселением. По логике, строить село нужно было на холмах. Неплохо бы иметь рядом реку. Это и транспортная артерия, и оборонительная преграда. В Шпилёвке — всё наоборот. Следы первопоселения находятся в низинах между холмов. А река Псёл протекает от села на расстоянии полутора километров. И это порубежная казачья слобода? Ответ на этот вопрос нужно искать в историческом периоде развития Сумского полка.

Казачьему роду нет переводу

К 1697 году слободское казачество выросло в грозную силу. Спустя всего четыре года после своего основания — в 1659 году — Сумина крепость достойно выдержала татарскую осаду. В 1677 году сумские казаки в составе московского войска бились с турками за опорный город на Днепре — крепость Чигирин. В 1687-м отправились в поход на Крым, а в 1695-м прикрывали основные силы войска Якова Долгорукого под Азовом.

Несмотря на боевые потери, численность Сумского полка неуклонно росла. В 1697 году конный строй полка насчитывал 1230 отлично обученных и экипированных казаков. В это время Яков Долгорукий по велению Петра Первого осаждает Перекоп — ключевой форпост Крыма, находящийся под контролем турок. Баталия выявляет ряд серьёзных упущений в тыловом снабжении армии. Стремясь исправить положение, царь Пётр налагает на слободское казачество продовольственную и фуражную повинность. Отныне казаки должны были не только сами себя кормить, но и обеспечивать провиантом армию. Стремясь компенсировать материальные убытки казаков, Пётр особым указом дарует Сумскому полку право «…беспошлинной продажи вина и дальнейшего свободного владения занимаемыми землями». Именно в этот период в некотором удалении от берега Псла, в укромном месте, укрытом холмами от чужих глаз, строится село Шпилёвка. Не порубежная слобода, а крестьянское село — житница Сумского полка.

Первой владелицей Шпилёвки была дочь атамана Кондратьева — Мария Герасимовна. Осадчими порубежных слобод обычно назначали лихих казаков, проявивших себя в боях. А тут — атаманская дочь, по свидетельствам современников — женщина рассудительного и спокойного нрава. Кому, как не ей, руководить земледельческим хозяйством?

Утверждают, что название села происходит от слова «шпиль» — верхняя точка возвышенности. В Шпилёвке семь возвышенностей. Какую из них считать верхней? Есть другая, неофициальная версия. В словаре Даля можно найти слово «шпилёк» — простолюдная суконная шляпа. Там же находим: «метать снопы под шпилёк, то есть ставить пучки колосьев вертикально, накрывая соломенной шляпою». Неофициальный вариант косвенно указывает на крестьянское «происхождение» Шпилёвки…

Чудесный сон отроковицы

Первый деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в Шпилёвке в 1732 году. До наших дней он не сохранился. В 1850 году был освящён новый каменный храм. Возведён он был чаяниями отца Александра Сильванского на пожертвования помещицы Варвары Римской-Корсаковой и князя Петра Оболенского — наследника славного рода черниговских князей, много сделавших для укрепления Руси Православной. Со шпилёвским храмом связана трогательная история явления Богородицы и обретения чудотворной иконы.

В с. Романовка Сумского уезда, в небогатой крестьянской семье жила слепая девочка. Однажды, готовя на ощупь домашний иконостас к празднику, она с горечью посетовала, что не может увидеть лик Богоматери. Детская мольба родила искру Благодати Божьей. Веки слепых глаз затрепетали, и девочка, просияв улыбкой, воскликнула: «Вижу, вижу лик Пречистой!» В этот момент она держала в руках Святой образ Богородицы Корсунской. Через время прозревшая отроковица увидела чудесный сон. Невидимые крылья поднимали её к сияющим высотам, а голос Богородицы твердил: «Отнеси икону Мою в церковь, что в селе Шпилёвка». Девочка исполнила наказ. С того дня каждый, кто приходил к чудотворной иконе с искренней верой и любовью, чувствовал святую благодать исцеления.

В 1859 году епископ Харьковский и Ахтырский преосвященный Макарий (Булгаков) лично просил императора Александра Второго ходатайствовать перед Священным Синодом о признании образа Пречистой местночтимой святыней и об учреждении в честь Её крёстного хода. На то было получено высочайшее благоволение.

Каждый год 9 октября после литургии крёстный ход отправлялся из Шпилёвки в Сумы. По дороге к процессии присоединялись прихожане соседних сёл. На окраине города крёстный ход встречало городское и уездное духовенство с большим хором церковных певчих. По обочинам дороги выстраивались солдаты в парадной форме, а офицеры сопровождали процессию верхом. У кадетского корпуса крёстный ход встречал военный оркестр духовным гимном «Сколь славен наш Господь в Сионе». Под звон колоколов сумских церквей чудотворную икону вносили в кафедральный Спасо-Преображенский собор. В Шпилёвку икону возвращали с той же торжественностью в третий день Пасхи.

Так было до 1917 года. В наше время, по прошествии долгих лет декларативного безбожия, к радости православных, чин крёстного хода со Шпилёвской иконой Пресвятой Богородицы возобновился. Однако радость была недолгой. В ночь с 23 на 24 марта 2009 года чудотворный образ был похищен неизвестными злоумышленниками. Поиски иконы ни к чему не привели…

В опале у Сталина

После смерти Марии Герасимовны Кондратьевой Шпилёвка, что называется, пошла по рукам. Село вместе с крестьянами и окрестными угодьями продавали, закладывали за долги, делили на земельные паи. Шпилёвкой владели прямые наследники Марии Кондратьевой, вдова полковника от инфантерии Янова, а после столыпинской аграрной реформы 1906 года у Шпилевки оказалось сразу четыре хозяина — помещики Корсаков, Лисовский, Кисель и сахарозаводчик Суханов. Память по себе оставил лишь Кисель. В здании его усадьбы до недавнего времени располагалась сельская библиотека. Ныне здание пустует. Единственная дореволюционная постройка, использующаяся по назначению, — шпилёвская школа. На фасаде до сих пор отчётливо видна надпись «земская школа», а мемориальная доска справа от входа свидетельствует, что в начальных классах шпилёвской школы учился украинский драматург Яков Мамонтов.

Якова Мамонтова можно считать счастливым автором по двум причинам. Во-первых, все восемь его пьес увидел зритель, а во-вторых, ему посчастливилось уцелеть, попав в немилость к Сталину.

В 1928 году ленинградский Театр сатиры поставил пьесу Мамонтова «Республика на колёсах» о борьбе с бандитизмом. В роли «президента» шайки железнодорожных воров на сцене Театра сатиры дебютировал Леонид Утёсов. По ходу действия Утёсов пел песни, стилизованные под блатной фольклор. Песни буквально расхватали на цитаты. Окрылённый успехом, Утёсов включил их в свой концертный репертуар, а вскоре записал на пластинку. Вот тут и грянул гром. Выхваченные из сценического контекста, песни резали слух контрреволюционным текстом. Спектакль запретили, а всех, кто был причастен к его постановке, взяли на карандаш. В докладной записке, которая легла на стол Сталину, фамилия автора пьесы значилась первой. Переписывали-то с театральной афиши!

Но тут Утёсова неожиданно вызвали петь на кремлёвском банкете. Подвыпивший Сталин поинтересовался, тот ли это Утёсов, который поёт контрреволюционные песни? Пусть споёт, если не струсит! Утёсов спел. После долгой паузы, в гробовой тишине, Сталин сказал: «Ну, и что тут страшного? Это смешно! Большевики не должны бояться смеха. Пусть большевицкого смеха боятся наши враги». Опала с Театра сатиры была снята. Больше всех радовался Яков Мамонтов. Ведь его фамилия, как мы уже отмечали выше, значилась в списке первой…

Своим рождением Шпилевку прославил ещё один известный человек — действительный член Академии художеств Советского Союза Михаил Григорьевич Лысенко. Лучшим его творением называют скульптурный монумент памяти жертв Бабьего Яра в Киеве. В 2006 году в Украине была выпущена юбилейная монета, посвящённая Михаилу Лысенко.

Старейший житель села

Шпилёвские холмы особым образом наполняют человека чувством полёта. Об этом говорила и Александра Николаевна Титаренко — старейший житель села. Прожив на свете 90 лет, она уезжала отсюда всего один раз, и то не по своей воле. Фашисты во время войны вывезли её в Восточную Пруссию на принудительные работы. В чужой земле ей каждую ночь снилась Шпилёвка. Как будто с высоты птичьего полёта. И каждый раз всё выше, выше…

В 1935 году, когда Александре Николаевне исполнился одиннадцатый год, в селе появился первый трактор. Был праздник. В том же году разрушили церковь. Были слёзы. Церковь стояла на холме. Вдруг все услышали, как по склону катятся вниз колокола. Катятся и глухо звонят. Жуткий звук. Как из-под земли. Все побежали на холм, а там пусто. Церкви нет. Как такое могло случиться?..

В детстве Александра Николаевна пела в церковном хоре. Больше всего она хочет дожить до дня, когда над Шпилёвкой вновь поплывёт чистый колокольный звон. Ведь человек может вынести и осилить всё. Лишь бы была вера и не было войны.

RSS
Поделиться