NecCMS 05-05-17.01
Хостинг в Украине
Vita mortuorum in memoria est posita vivorum
Главная » Документы » Статьи » Краеведение » Мы такие разные: иудеи, католики, мусульмане в истории Сум
Панорама
Сикорский Алексей
2010-10-15

Мы такие разные: иудеи, католики, мусульмане в истории Сум

A11

Сегодняшние Сумы — это почти 275 тыс. жителей, молодых и пожилых, красивых и просто симпатичных, образованных и не очень. У каждого — свои интересы и увлечения, своя жизненная философия. Для многих сумчан одной из составляющих личного мировоззрения является религия. Однако данные о численности конфессий в регионе найти практически невозможно. И, тем не менее, судя по наличию в городе культовых сооружений, можно судить о том, что среди сумчан есть и иудеи, и католики, и мусульмане, и представители других религий. Как появились в наших краях иноверцы, как живётся им на Слобожанщине, что внесли они в нашу жизнь и чем обогатили свою?

Европейцы на Слобожанщине

Первые католики в нашем городе появились сравнительно недавно, по крайней мере, в данные переписи 1897 г. они ещё не попали. Это были люди разных национальностей, но объединились они вокруг единственного в городе костёла на ул. Троицкой, а по роду занятий были квалифицированными промышленными рабочими, мастерами, инженерами. Много среди них было уроженцев польского города Лодзь, принадлежавшего тогда России, но были и иностранные подданные.

Начало индустриализации

Бельгийские механические мастерские. Выходцы из католических стран внесли в их создание немалый вклад. Постепенно на этой скромной базе вырос промышленный флагман, существующий до сих пор. История их появления в нашем православном крае связана с началом создания в 1895 г. бельгийского акционерного общества «Сумские машиностроительные мастерские». Одним из его совладельцев был местный сахарозаводчик Павел Харитоненко. «Гастарбайтеры» с Запада потребовались не для чёрных работ, а в качестве квалифицированных специалистов, ведь промышленность здесь только начинала развиваться. Среди приехавших были поляки и выходцы из других традиционно католических стран. Известно, что чех Иосиф Гибнер начал свой трудовой путь в Сумах молотобойцем-клепальщиком, а закончил уже в должности начальника клепального цеха. Здесь же стали хорошими специалистами его сыновья, Борис и Константин. Другой выходец из Чехии, Алоиз Кочи, приехавший на предприятие в 1896 г., владел специальностью, требующей очень высокой квалификации — модельным мастером — и быстро завоевал авторитет, как и его земляк, начальник механосборочного цеха Коларж. Потомки Кочи живут сейчас в Сумах.

В 1904—1919 гг. директором предприятия был Альберт Беруонский, до этого работавший техническим директором. При нём в мастерских заменили устаревшее оборудование, были получены новые заказы, создана первая отечественная паровая машина мощностью 300 лошадиных сил. По одним данным, Бероунский был бельгийским подданным, по другим — австро-венгерским, но с началом Первой мировой войны он принял российское гражданство и остался в Сумах.

Есть сведения, что дальновидный предприниматель Харитоненко для закрепления кадрового состава на предприятии содействовал женитьбе своих работников иностранного происхождения на местных девушках. Специалистов он приглашал из Германии, Польши, Бельгии, Чехии. Работали иностранцы и на Павловском сахарном заводе, принадлежавшем семье Харитоненко. Так наш город пополнился жителями католического вероисповедания и немало обогатился их трудами.

Бизнес & вера

В начале ХХ в. в Сумах насчитывалось около 1500 адептов католической веры. Требовалось место для молитв, совершения обрядов. И тогда Павел Харитоненко стал хлопотать о строительстве «каменной каплицы» на принадлежащем ему земельном участке.

В 1916 г. в католическом костёле окрестили 125 младенцев, в 1917-ом — 129. 20 ноября 1919 г. в метрическую книгу была занесена последняя запись.

Десять лет ушло на сбор средств и строительство костёла. А в 1911 г. Могилёвский викарный епископ Ян Ципляк освятил храм Благовещения Пресвятой Девы Марии, получивший статус филиала Харьковского кафедрального собора.

Костёл был выстроен по принципу романских церквей-базилик и готических храмов. Небольшое сооружение из красного кирпича с высокой двускатной крышей повёрнуто торцом к улице. Сам торец украшен центральным порталом и круглым окном-розой над ним. Стрельчатую арку на высоком фронтоне поддерживают миниатюрные угловые заострённые башенки. А на боковых фасадах виден чёткий ритм стрельчатых окон и пилястр. Таким мы и видим его сегодня.

Смешение народностей

В Сумах смешались языки и народности. Польские школы одна за другой открывались в Сумах, Белополье, Нижней Сыроватке, Вирах. Польский дом секретаря Ф. Шульца с клубом и рестораном соседствовал с аптеками панов Аркадия Тушинского и Феликса Янковского. Благотворительные балы в пользу католической общины то и дело давались в залах общественного собрания. Харьковский капеллан Теодор Рилло читал детям католиков Закон Божий в Александровской мужской гимназии, реальном училище, первой и второй женских гимназиях, кадетском корпусе, Лебединской мужской гимназии.

Устами настоятеля

По словам настоятеля костёла Благовещения Пресвятой Девы Марии о. Войтека Стасевича, Павла Харитоненко называют духовным меценатом за всяческое содействие строительству католического храма. Правда, деньги на его строительство собирали и сами поляки. Здесь, между собой, и на родине, в Польше.

Первая служба в храме была проведена в 1911 г. Сначала здесь был только филиал харьковской церкви, но священник приезжал регулярно, и у католиков Сум появился свой духовный центр. Усилиями немцев-лютеран напротив костёла была построена кирха.

Потом начались бурные времена, в 1932 г. костёл закрыли. В 1945—1953 гг. здесь располагался краеведческий музей, с 1972 г. — спортзал педагогического института (теперь — СумГПУ), перешедший «по наследству» ООШ № 8, ставшей потом Александровской гимназией.

Католики вернулись в храм (или храм вернули католикам?) только в 1994 г., до этого некоторое время днём здесь был спортзал, а вечером проводились службы.

Первого настоятеля храма, о. Виталия Скоморовского, до сих пор вспоминают только добром, причём не только католики, но и все, кто был с этим человеком знаком.

Теперь среди наших католиков чистокровных поляков нет. Есть люди с польскими корнями, но есть и украинцы, русские. Тем не менее, среди всех сумчан они — особая общность.

Католиков у нас немного: на службах обычно бывает 50—180 человек, в праздники — больше. Но делать для города им удаётся немало. А если вспомнить те самые Бельгийские механические мастерские, из которых позже вырос индустриальный флагман — ОАО «СНПО им. М. Фрунзе», то можно сказать, что в нашем городе они участвовали в становлении крупного промышленного производства.

За чертой оседлости

Немногочисленность и состоятельность сумской еврейской общины объяснялась тем, что уездный городок Харьковской губернии не входил в «черту оседлости», установленную указом Екатерины II от 23 декабря 1791 г. До отмены этого закона Временным правительством в марте 1917 г. здесь сохранялись ограничения на проживание евреев. Екатерининский закон пытались обойти и сами евреи, и органы власти, особенно городское самоуправление, понимая, что без притока капитала страдает в первую очередь благосостояние города. Так, в 1835 г. евреям-купцам разрешалось посещать сумские ярмарки (четыре в году), каждый раз проживая в городе по 15 дней.

Справка

Черта постоянной еврейской оседлости — граница территории Российской империи в 1791—1917 гг., за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (т. е. иудеям). Исключение составляли, например, купцы 1-й гильдии, лица с высшим образованием, зарегистрированные проститутки, отслужившие рекруты, караимы и некоторые другие категории иудеев.

Определённые привилегии предоставлялись иудеям, перешедшим в христианскую веру. Многие евреи скрывали свою национальность, успешно торгуя или занимаясь промыслом. Для города были характерны смешанные браки, автоматически освобождавшие от некоторых правовых ограничений. Как следствие — наличие в Сумах евреев со славянскими фамилиями.

В 1895 г. некоторым категориям евреев (винокурам, механикам, пивоварам и др.) официально позволили проживать с семьями вне черты оседлости. В результате ремесленники потянулись в Сумы из Черниговской, Минской, Полтавской и других губерний. В городе открывались мастерские, принадлежащие евреям: швейные, шляпные, шапочные, часовые, ювелирные.

Евреи сделали для города много полезного. Например, в 1910 г. в Сумах открылся театр Корепанова, созданный по проекту архитектора Гинзбурга. Уникальное железобетонное сооружение в стиле модерн было рассчитано на тысячу зрителей. Паркетный пол был оборудован подъёмным устройством, чтобы превращать зрительный зал в бальный. Театр имел электрическое освещение и водяное отопление. Сейчас это здание занимает ТЮЗ.

Осколки еврейской истории

Память о сумских евреях хранят многие: в воспоминаниях, фотографиях, традициях. А самая наглядная и доступная — на кладбище.

Еврейское кладбище

Многие захоронения уничтожены, имена утеряны. Но современные варвары — убеждённые интернационалисты, они точно так же обходятся и с другими могилами. Еврейское кладбище в Сумах существует с конца позапрошлого века. По крайней мере, схема, на которой оно обозначено, датируется приблизительно 1890-м. На участке, выделенном евреям на Центральном городском кладбище в конце ул. Петропавловской, раньше хоронили только иудеев, там была особая ограда, свой персонал. Теперь всё не так. Сохранившиеся памятники со звёздами Давида соседствуют с надгробиями с православной и коммунистической символикой. Многие памятники повалены, фамильные склепы разрушены, но кое-что ещё можно прочитать, особенно если знать еврейский алфавит на таком уровне, чтобы определить фамилию покойного.

Мы прошли по кладбищу с местным краеведом Матвеем Квитко. Отталкиваясь от известных ему имён на надгробиях, гид вспомнил эпизоды, связанные с сумскими евреями прошедших времён. Эти сведения складываются в любопытную историческую мозаику, которую, к сожалению, уже нельзя восстановить полностью.

Альтшулеры

Примером наиболее уважаемой и успешной еврейской семьи можно назвать Альтшулеров. Они держали в Сумах магазины готового платья и тканей, имели собственную торговлю в Харькове, поддерживали связи с Киевом. Были в их роду банкиры, врачи, музыканты. В городе некогда существовала типография, принадлежащая Альтшулерам. Располагалась она на ул. Лебединской. Только не там, где улица с таким названием проходит сейчас. Тогда Лебединская начиналась сразу за зданием земской управы, где теперь краеведческий музей в начале ул. Кирова.

Кстати, там же располагался Еврейский дом. Была еврейская школа-хедер и, конечно, синагога. Одна из представительниц этого рода стала женой небезызвестного Льва Троцкого (он же Лейба Бронштнейн). Среди краеведов есть мнение, что, убегая от деникинцев из Харькова, Лев Давыдович на день задержался в нашем городке, чтобы сказать последнее «прости». Вот такие они были, Альтшулеры. Заметно, что за сохранившимися могилами, которых на еврейском кладбище около десятка, регулярно ухаживают. Возможно, потомки тех Альтшулеров живут среди нас. Фамилии со временем могли поменяться. Например, при замужестве или по другим веским причинам.

При делах

Встречались среди сумских евреев и не очень удачливые люди. Жил в Сумах некий предприниматель Лев Израилевич Бродский. В 1899 г. собирался построить здесь мясокомбинат, провести электрификацию, пустить трамвай. Даже первый маршрут был разработан: от железнодорожного вокзала по улицам Троицкой, Николаевской, Соборной, Петропавловской до нынешнего ЛВЗ, который раньше был казённым винным складом. Существовали согласованные проекты, были средства, но, видимо, что-то не понравилось властям в этой затее. Известен также некто Рудзинский, который занимался ловлей собак. Беспородных «пускал в расход», а породистых, перспективных выставлял на аукцион.

Среди евреев более поздних поколений можно вспомнить З. Любарского. Имени этого человека установить не удалось, а между тем он возглавлял фотоателье «Советское фото», расположенное на ул. Воскресенской. Почти все работники ателье были евреями. Все они — продолжатели дела первых сумских фотографов, начавших работать у нас ещё до революции. Сохранилась фотография 1931 г., где Любарский изображён в кругу коллег. Из них доподлинно установлена ещё одна личность: Софья Львовна Шкоп. Отчество её удалось установить по надписи на надгробии отца.

По заслугам

Вот и опять мы вернулись на еврейское кладбище, теперь уже — бывшее. Несмотря на состояние многих могил, можно заметить, что хоронили здесь с любовью и уважением к покойным родственникам. Кованые и литые ограды изготовляли в Сумах, а камень для надгробий обычно привозили из Житомира. Более состоятельные заказывали надгробья в Киеве, Харькове, Кременчуге. Но и у нас работал мастер по надгробьям — Иосиф Сляма. Он держал мастерскую на ул. Воскресенской, где-то во дворах главпочтамта, существующего и сейчас.

В общем, евреи не бедствовали. Все они были людьми с образованием, трудолюбивыми и хотя бы слегка в чём-то талантливыми. В их среде встречались люди обеспеченные и более скромного достатка, но нищих не наблюдалось, несмотря на весьма неблагоприятные гражданские законы.

Статистика

Согласно данным первой общей переписи населения 1897 г., в Сумах 2,8 % населения составляли евреи (759 чел. из 28 тыс.), а самыми «еврейскими» городами, согласно статистическому справочнику «Города России» 1904 г., были Глухов (33 %), Конотоп (32 %), Ромны (30 %) и Кролевец (20 %).

Еврейское население Сум принадлежало к мещанскому и купеческому сословию, т. к. только они имели право жить вне черты оседлости. Так, согласно семейным спискам, в 1905 г. из 56 купеческих семей города пять были еврейскими, а к 1912 г. число евреев-купцов увеличилось вдвое. Образованные и трудолюбивые евреи работали врачами, фельдшерами, ювелирами, инженерами, содержателями гостиниц, производственных мастерских.

Сумские евреи сохранили свой язык, религию, культуру, традиции и семейный уклад. В конце XIX — начале XX вв. в городе действовали три молельных дома и одна ремесленная синагога со школами мальчиков при них, еврейский детский сад и училище. Немаловажную роль играли благотворительное общество «Бикур Хоилим», общество помощи бедным, ОЗЕ, еврейское культурное общество «Тарбут».

Объединённые Исламом

Последователи Ислама в наших краях селились довольно давно. Краевед Матвей Квитко рассказал, что нашёл на сумских кладбищах очень старые мусульманские могилы. Правда, наотрез отказался сообщить, где именно видел захоронения. Напомним, что современный духовный наставник сумских мусульман имам Хасан главной проблемой местной мусульманской общины назвал отсутствие отдельного мусульманского кладбища.

Курбан-байрам

Современные сумские мусульмане совершают моление в недавно построенной мечети. В нашем городе места хватит всем, кто пришёл с миром. В данное время мусульмане имеют в городе мечеть, идут работы по её расширению. Современная мусульманская община города довольно молода, но весьма активна. По словам её председателя Макашарипа Галаева, община ведёт религиозно-просветительскую и благотворительную деятельность, сотрудничает с местными властями и не испытывает никаких притеснений. Среди 3 тыс. мусульман города есть узбеки, азербайджанцы, дагестанцы и люди других национальностей.

Вопрос о выделении в Сумах земли под мусульманское кладбище обсуждается с 2005 г., а местные поклонники Аллаха вынуждены хоронить своих родных в Полтаве.

По укоренившемуся мнению, главная сфера деятельности мусульман в Сумах — торговля. Действительно, выходцев из мусульманской среды можно сразу узнать на рынках города. Хотя многие из них нашли себе применение в строительстве, на производстве. Некоторые трудятся в сельском хозяйстве на нашей территории, то есть сами обрабатывают землю, а не только перепродают её плоды. Сколько таких — трудно сказать, т. к. в общине статистика не ведётся. Мусульман всех наций и профессий объединяет ислам. Кстати, в переводе с арабского это слово означает «покорность Богу». Добавим, что далеко не все мусульмане, недавно осевшие в нашем городе, прибыли сюда по доброй воле. Вспомните болезненный процесс развала СССР.

Мусульмане Сум поддерживают активную связь с единоверцами. В общине мы познакомились с Хаджи Рифатом, приехавшим в гости к родным из Саратова. Он тоже является имамом. В разговоре о взаимоотношениях мусульман с представителями других вероисповеданий Хаджи Рифат подчеркнул: «Ислам — религия мирная, созидательная, а не деструктивная».

Вот такие такие мы, сумчане, разные. Но всех нас наверняка объединяет одно — город, в котором мы живём. Город, который мы любим. Наш маленький общий дом.

RSS
Поделиться